суббота, 26 апреля 2014 г.

Класс как малая группа

10"Б" класс МАОУ гимназии №23

Наш класс является реальной группой, так как это действительно существующее объединение людей, связанных между собой определёнными отношениями и осознающих свою принадлежность к нему. 

Более того, он, конечно же, является формальной группой (официальной и организованной; со специфическими задачами по достижению каких-либо конкретных целей).

Это первичная группа, так как в классе существуют непосредственные контакты между людьми (членами данной группы).

Какие же межличностные отношения в нашем классе?


Во-первых, они неофициальны. Отношения в классе складываются на базе личного отношения (прошу прощения за повтор), и для них не существует общепринятых норм, правил, требований и положений.

Во-вторых, отношения в классе (в большинстве своём) личные, потому что они обусловлены прежде всего симпатиями и антипатиями, возникающими между членами группы.

И в-третьих, отношения в классе могут быть как рациональными (т. е. основанными на знаниях людей друг о друге и их объективных характеристиках), так и эмоциональными (так как они могут быть основаны на индивидуальном восприятии человека человеком).

Групповая интеграция

Группу можно условно представить состоящей из трёх слоёв. Каждый слой связан с особым принципом построения отношений между членами группы и соответствующим им уровнем развития, а значит, и степенью интеграции. Первый (поверхностный) слой основан на непосредственных контактах между людьми, которые, в свою очередь, основаны на эмоциональном восприятии друг друга, приемлемости и неприемлемости. Этот слой соответствует начальной стадии развития группы. Безусловно, в нашем классе всё это имеется (непосредственные контакты между одноклассниками, основанные на эмоциональном восприятии друг друга, приемлемость и неприемлемость (кто-то кого-то принимает, а кто-то кого-то нет)). Во втором слое имеют место быть отношения, основанные на совместной деятельности. А вот что касается совместной деятельности, то я не могу сказать, что в нашем классе она постоянно протекает. Да, иногда такое случается, когда все объединяются для достижения общей цели, но обычно её или нет, или существуют отдельные очаги совместной деятельности (образуются отдельные группы в группе). Вывод: такие отношения характерны для нашего класса, но они возникают периодически. "Отношения второго слоя" имеют прямое влияние на "отношения третьего слоя", так как принятие всеми членами группы единых целей групповой деятельности зависит от самой групповой (совместной) деятельности. Значит, "отношения третьего слоя" возникают в нашем классе с такой же периодичностью, как и "отношения второго слоя". Не чаще. Третий слой соответствует высшему уровню развития группы, следовательно, можно заключить, что 10"Б" класс - динамическая система (группа), так как он (класс) то достигает вершины своего развития, то опускается с этой вершины на более низкий уровень. 

«Песчаная россыпь» десь люди или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, и не желают пойти навстречу друг другу, нет общих интересов, общих дел).

«Мягкая глина»  группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие; не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы).


«Мерцающий маяк» ормирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем; в такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе).

«Алый парус» ружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью; командный состав парусника знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи).  

     «Горящий факел» орящий факел — это живое пламя, горючим материалом которого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив).

По-моему, наш класс находится на этапе между "мягкой глиной" и "мерцающим маяком". Иногда члены группы пытаются объединить усилия для выполнения каких-либо задач, но в связи с отсутствием опыта коллективной работы, многое идёт наперекосяк. Организовать деятельность в нашем классе - это тяжкий и изнурительный труд (к сожалению). Но порой ученики 10"Б" класса заинтересованы в совместной работе: они стараются трудиться сообща и помогать друг другу. Правда, стоит заметить, не так уж часто у нас это получается. Дают о себе знать разногласия в коллективе и недостаток опыта совместной деятельности.   
В нашем классе имеет место быть такое явление, как конформизм. Превалирует (на мой взгляд) внешний конформизм. Часто сталкиваешься с такими ситуациями, когда между членами группы возникают противоречия. Естественно, более сильные личности "давят" на своих менее сильных товарищей. Случается, что последние прогибаются под иную точку зрения, пересматривая свои взгляды и принимая точку зрения "победившего", что есть яркий пример внутреннего конформизма. Но такое происходит нечасто. Обычно же бывает так, что одна сторона противостояния делает вид, что принимает позицию другой (по разным причинам, например, во избежание возникновения конфликтной ситуации). Это есть другой вид конформизма - внешний, о котором уже было упомянуто выше.
Но существует и обратная конформизму сторона - нонконформизм. Согласитесь, в любой группе есть такой человек, который постоянно идет "против течения". У него есть своя четкая позиция, в которой он более чем уверен. Данный индивид воспринимает "в штыки" любую оппозиционную точку зрения, его невозможно переубедить. Он идет на открытый конфликт с большинством, будучи твердо убежденным, что он прав. И наш класс, конечно же, не без таких экземпляров.

Комментариев нет:

Отправить комментарий